Череда побед
Восьмой Всеяпонский чемпионат проводился в Кодокане 16 и 17
октября 1938 года. Первым моим противником был Итидо Тадаси, обладатель пятого
дана. Я одолел его приёмом о-ути-гари. Накадзима (к тому времени уже обладатель
шестого дана), с которым я боролся в финале прошлого года, проиграл Огаве Кити,
обладателю четвертого дана по преимуществу ещё в отборочном матче. В полуфинале
я встретился с обладателем шестого дана Тасиро Бунъэем, которого прозвали
«Мастером канибасами» («канибасами» - «ножницы краба», то есть «ножницы»).
Он попытался провести канибасами на мою правую ногу в самом
начале боя. Я, однако, хорошо отточил защиту от подобных приёмов. Согнув правую
ногу, подняв правую пятку, я не дал возможности Тасиро пользоваться этим
приёмом: в таком положении он не мог эффективно двигаться. В результате он упал
на пол на правое плечо. Оказалось, он сломал кость и больше не мог продолжать
борьбу. В другой пульке Огава встретился с Хиросэ и первый выиграл по
преимуществу. Огава был высок ростом - 180 см - и крепок. У него отлично шли
утимата и о-ути-гари. Когда начался финальный бой, я попробовал провести
о-сото-гари. Но мой противник три раза подряд попробовал провести утимата. Я
нарушил планы соперника, срывая его захват за мои рукава. Огава упал на татами.
Я тут же прижал его к полу, проводя кудзурэ-ками-сихо-гатамэ. Он пытался
вырваться, но безуспешно. Я получил иппон менее чем за две минуты. «Я не
довольствуюсь этим, - говорил я сам себе. – Я выиграю и в следующем году». И
поклялся в этом, держа чемпионский флаг.
Девятый чемпионат Японии (название «Всеяпонский Чемпионат»
было заменено на «Чемпионат Японии» было сменено как раз тогда) проводился 21 и
22 октября 1939 года в Кодокане. Первым моим противником был Накамура Сиити,
обладатель пятого дана. Я заработал иппон, проведя о-сото-гари. Вторым
противником был Сато Кацутаро (также пятый дан). Менее чем за минуту я выиграл
иппоном, проведя о-сото-отоси. Третий противник – Иида Киёёси – принял глубокую
позицию, чтобы предотвратить любую атаку. Я «качнул» его вправо, и выполнил
о-сото-макикоми. В четвертьфинале я встретился с Цудзимото Хидэносукэ. Сначала я
попробовал сэой-нагэ – никакого эффекта. Вскоре после этого я попробовал
цурикоми-госи: резко присев и тут же встав, я провёл приём и он взлетел в
воздух. Я заработал иппон. В полуфинале моим противником был Оти Тадаси. Он был
очень силён в нэвадза. Как только поединок начался, он попытался провести
томоэ-нагэ, чтобы перевести бой в партер. Я упал наземь, чтобы побороться лёжа.
Однако найти брешь в его обороне мне не удалось. Продолжая борьбу в стойке, я
попытался притянуть его и провести о-сото-гари. Он сопротивлялся недолго, но я
переключился на о-сото-отоси и заработал иппон. В другой пульке Токидзанэ Кацуми
победил преимуществом Иияму Эйсаку. Когда я появился в раздевалке перед финалом,
он спросил меня: «Какой приём будешь использовать в финале?». Я ответил: «Не
могу сказать ничего определённого». «У тебя хорош о-сото-гари, не так ли?» -
вновь задал вопрос Токидзанэ. Я немного задумался, а затем выдал: «Это не
единственный мой хорошо отработанный приём. Но и о-сото-гари я тоже буду
применять». - «Ты серьёзно?» - «Да». Он кивнул и вышел.
Финал начался. Токидзанэ отставил назад свою правую ногу,
ожидая, что я буду пытаться бросить его о-сото-гари. Я рванулся вперёд и
попытался-таки провести о-сото-гари. Он начал противостоять, и получил вторую
мою атаку. Я всем телом навалился на него и поменял приём на о-сото-отоси. Он
словно бревно с грохотом рухнул на пол. Так я стал победителем Чемпионата Японии
в третий раз.
Уроки каратэ
Когда дзюдоист проводит захват рукава или отворота доги, он
обычно использует четыре пальца руки, выпрямляя большой палец. Если, толкая или
подтягивая оппонента к себе, не прижимать большой палец, то невозможно крепко
удерживать захват, да и скорость при этом снижается. Да и противник может без
особого труда сбить захват. Четыре пальца обеспечивают силу сжатия, а большой
палец противостоит им, что вместе создаёт прочный захват. Не использование
большого пальца противоречит принципам динамики. Хотя я знал о важной роли
большого пальца, мне было сложно совершенствовать этот момент. Но сегодня – не
важно, на тренировке ли, в схватке ли – я не вижу использования дзюдоистами всех
пяти пальцев. Однажды, когда я посетил клуб каратэ в Университете Такусёку, я
отметил, что все ученики наносят удар, сжимая кулак таким образом, что большой
палец накрывает фаланги указательного и среднего. И тогда я понял, что они
выполняют удар таким образом для того, чтобы предотвратить расслабление кулака
при жёстком столкновении с целью. Я пришёл к выводу, что, практикуя отработку
ударов каратэ на макиваре, я смогу осуществлять захваты всеми пятью пальцами.
Как только я вернулся домой, я начал отрабатывать удары на макиваре. После того,
как прозанимался таким образом три месяца, я почувствовал, что уже могу крепко
хватать всей кистью. Подобная практика помогла мне понять многие вещи. До этого
я думал, что у дзюдоистов крепкие пальцы, запястья, локти, кулаки. Однако, когда
я начал колотить макивару, оказалось, мои руки не так крепки и я болезненно
переносил упражнения. Слабые руки бесполезны в борьбе. Итак, макивара стала для
меня предметом, при помощи которого я укреплял свои слабые части тела перед
поединками. Я наносил удары сюто-ути (ребром ладони), уракэн-ути (тыльной
стороной кулака), а также тыкал пальцами в ящик с песком. Я выполнял по тысяче
повторений ежедневно. И мои руки стали крепкими, словно сталь. Позже я
заинтересовался каратэ чуть более двух лет занимался Сёриндзи-рю (примечание
переводчика: имеется в виду нынешний стиль Сётокан) под руководством мастера
Фунакоси.
Позже я начал заниматься Годзю-рю каратэ у мастера Со,
знаменитого мастера Годзю-рю, и стал вскоре его помощником в его додзё
(примечание переводчика: Ояма Масутацу, основатель Кёкусинкай, который был на
семь лет моложе Кимуры, занимался у Со Нэй-тю в тот же период).
http://kempo.ru/2007/05/19/kimura_masakhiko_1.html